Международная практика: процессы отбора и назначения
Страна |
Процессы проверки, идентификации или аккредитации |
Роль НС в определении кандидатов |
Роль частных акционеров |
Австрия |
Как правило, ЧНС номинируются организацией, осуществляющей функции собственника и утверждаются соответствующим министром. ЧНС выдвигаются в соответствии с их квалификацией и навыками организацией, осуществляющей функции собственника. В исключительных случаях привлекаются рекрутинговые агентства (далее - хед хантеры) |
Никакая |
Частные акционеры имеют право номинировать кандидатов в ЧНС пропорционально принадлежащей им долям |
Бельгия |
Назначаемые кандидаты выбираются в соответствии с их возможностями в конкретных областях (таких как бухгалтерский учет, юридический, финансовый или инвестиционный опыт). |
Неприменимо |
Отдельные вакансии НС зарезервированы для их назначения общим собранием акционеров по предложению внешнего жюри. |
Бразилия |
Министры вольны определять процесс выбора представителей НС. Как правило, министры напрямую предлагают ЧНС, и, в равной степени, совместно с организацией, осуществляющей функции собственника несут ответственность. |
Неприменимо |
Различные процедуры голосования для ЧНС (например, гарантированность ЧНС на 15% голосующего капитала) гарантируют представление интересов миноритариев в НС. |
Канада |
Не существует формального механизма надзора для проверки или предложения кандидатур в ЧНС. В некоторых случаях действующее законодательство предусматривает создание комитетов по назначениям. |
Формальные профили НС устанавливаются и поддерживаются НС, которые используются для определения будущих правительственных решений по возможным кандидатурам. |
Неприменимо |
Чили |
Пул кандидатов сохраняется и поддерживается с прошлых назначений. Когда появляется вакансия, потенциальные кандидаты могут быть выбраны: из пула; из списка независимых кандидатов Пенсионного фонда; из новых заявителей; по рекомендациям от персонала Система государственных предприятия Чили (Sistema de Empresas или SEP); с помощью хед хантеров. Обычно услугами хед хантеров пользуются больше, особенно для привлечения председателей НС в крупных ПГУ или для ПГУ, сталкивающихся с конкретными проблемами. |
Оценка НС со стороны SEP используется для выявления пробелов в навыках или композиционных слабостей НС. Сам НС не играет никакой роли в процессе выдвижения. |
Миноритарные акционеры могут назначать ЧНС на общем собрании акционеров. |
Чехия |
Соответствующее министерство-акционер предлагает кандидатов, которые должны быть утверждены Премьер-министром. |
Никакая |
Миноритарные акционеры имеют права в соответствии с уставом ПГУ и Коммерческим кодексом. |
Дания |
Министр/министерство и председатель НС совместно рассматривают кандидатуры в НС; формулируют необходимые требования к навыкам/опыту; определить потенциальных кандидатов; и подготавливают их список. Далее, министр представляет предложенных кандидатов на утверждение Комитету по назначениям и организациям. Наконец, выбранные кандидаты знакомятся и интервьюируются председателем НС |
Председатель участвует на всех этапах процесса. |
Там, где есть соглашения акционеров, они обычно сохраняют за собой право назначать согласованное количество членов. В «распыленных» акционерных обществах либо создаются комитеты по назначениям, либо может иметь место неформальные контакты с другими крупными акционерами. |
Эстония |
Принятые процессы являются неформальными. Публичной рекламы нет, а высшее руководство министерств делают предложения. |
Нет формальной роли. С председателем НС можно консультироваться неофициально. |
Все ЧНС назначаются общим собранием акционеров. Устав может содержать положения, гарантирующие пропорциональное представительство. |
Финляндия |
Пул ЧНС поддерживается внешним консультантом по подбору персонала (привлекается на конкурсной основе). Консультант по набору персонала определяет потенциальных кандидатов, и любые заявления, полученные правительством, передаются консультанту. |
Председатель НС консультируется с Департаментом управления собственностью (Ownership Steering Department) по вопросам работы НС и навыков/качеств, предъявляемых задолго до проведения общего собрания акционеров. |
Если количество акционеров ограничено, в соглашениях акционеров указывается представительство в НС. Комитеты по выдвижению акционеров используются в листинговых компаниях и в одной ПГУ с широкой базой акционеров. |
Франция |
ЧНС, которые назначаются указом или распоряжением, с начало предлагаются Агентством государственных холдингов (Agency for State Holdings или APE). APE поддерживает пул администраторов, заполняющих профессиональный профиль, требуемый от потенциальных ЧНС. |
Неприменимо |
Право голоса осуществляется в соответствии с законом о компаниях. |
Германия |
Для прямых назначений, ЧНС, номинированные организацией, осуществляющей функции собственника подлежат утверждению министром. Не существуют ни комитеты, ни пулы. Сторонние люди (аутсайдеры) могут не подать заявку. |
Неприменимо |
Для акционерных обществ: миноритарные акционеры предлагают кандидатов. Пропорциональное распределение может быть рассмотрено, но нет совокупного права голоса. |
Греция |
Обо всех вакансиях делаются объявления. Потенциальные кандидаты проверяются соответствующим отраслевым министерством в соответствии с квалификационными критериями (т.е. образование, опыт). Предлагаемые министрами кандидаты подлежит межминистерскому утверждению. |
Неприменимо |
Право голоса осуществляется в соответствии с законом о компаниях. |
Венгрия |
Венгерской государственной холдинговой компанией (HSHC) либо напрямую обращается к потенциальным кандидатам, либо использует открытые вакансии. Министры не играют никакой роли в процессе отбора. |
Председатель НС (и, возможно, другие члены НС) консультируются в процессе отбора. Оценка НС (которые являются обязательными) также используются в процессе отбора. |
Консультации с частным акционерами проводятся в процессе выдвижения, а назначения осуществляются на общем собрании акционеров. Миноритарные акционеры могут назначать ЧНС. |
Израиль |
Кандидаты выдвигаются соответствующим министром и министром финансов. Не существует формальной процедуры, хотя кандидаты должны соответствовать квалификационным требованиям. Для этого кандидаты должны заполнить подробную анкету, которая предоставляется министрами в ведомство по государственным компаниям (Government Companies Authority или GCA) и Комитет по проверке назначений. GCA дает мнение о кандидатах; Комитет использует эту информацию и анкету, чтобы определить, обладает ли кандидат необходимой квалификацией. |
Никакая |
Права частных акционеров закреплены в Законе о компаниях и в уставе ПГУ. Кандидатуры не подлежат правительственным процедурам. |
Италия |
Министерство экономики и финансов координирует все выдвижения. |
Неприменимо |
Представительство в НС для частных акционеров осуществляется посредством кумулятивного голосования. |
Южная Корея |
Нет последовательного процесса. В целом, Комитет по выдвижению кандидатур предлагает список Комитету по управлению государственными учреждениями, который готовит короткий список для лиц, принимающих окончательное решение. |
Комитет по выдвижению кандидатур предлагает список Комитету по управлению государственными учреждениями |
Неприменимо |
Латвия |
В настоящее время нет общепринятой практики. Используемые методы включают в себя: открытый конкурс; и использование консультантов по подбору персонала. |
Никакая |
Коммерческий кодекс позволяет любому акционеру с долей 5% и более выдвигать кандидатов в НС. |
Литва |
Центром координации корпоративного управления создана базу данных кандидатов. Хотя отраслевые министерства и отборочный комитет не обязаны консультироваться с ним, база данных используется регулярно определения НЧ. Потенциальные заявители могут представить свои имена для рассмотрения; Соответствующие министерства могут также представить кандидатов. Для компаний с ограниченной ответственностью министр сектора имеет право вето отклонять кандидатов, утвержденных межведомственной отборочной комиссией. |
Никакая |
В соответствии с правами, предусмотренными в Законе о компаниях |
Малайзия |
Потенциальные директора определены инвестиционными корпорациями (Хазана или Пермодалан). Независимые, как правило, взяты из пула, созданного институтами корпоративного управления. |
Комитеты по выдвижению кандидатур проверяет назначения. |
Неприменимо |
Мексика |
Как правило, вакансии в НС должны быть заполнены конкретным государственным служащим, назначенным главой соответствующего министерства. |
Никакая |
Согласно Закону о компаниях. |
Новая Зеландия |
Кандидаты на вакансии ищутся из самых разных источников, включая агентства по рекламе, базе данных, председателям или самим НС, различными агенствами. Отдел мониторинга королевских владений (Crown Ownership Monitoring Unit или COMU) готовит списки для рассмотрения министром. Проводится юридическая экспертиза. Министр консультируется с Кабинетом министров и решает. |
Председатель НС также принимает участие в поиске новые кандидатов. |
Неприменимо. |
Норвегия |
Подготовительная работа по выдвижению ЧНС внелистинговых ПГУ осуществляется самим департаментом собственности. Процесс не состязательный, вакансии не рекламируются. |
НС оценивает свой состав и деятельность как индивидуально, так и в составе группы. Эти отчеты доступны комитету по назначениям для использования в качестве одного из нескольких источников в определении потребностей НС. |
Подготовительная работа по выдвижению ЧНС в листинговых ПГУ проводится через отдельные комитеты по назначениям, в которых участвуют все акционеры. Не менее двух ЧНС, избранных акционерами, должны быть независимыми. |
Пакистан |
Федеральное правительство выбирает из пула кандидатов. Для независимых ЧНС финансовых компаний назначения должны производиться из числа профессиональных директоров, поддерживаемых соответствующими министерствами. Кандидатуры также могут быть предоставлены руководителем исполнительного органа. |
Независимые ЧНС избираются директорами на общих собраниях. |
Для листинговых компаний используется кумулятивное голосование. Там, где доля государства не мажоритарное, проводит консультации с частными акционерами и назначается один представитель в НС. |
Польша |
Государственное казначейство может назначить государственных служащих в качестве ЧНС ПГУ или начать процесс открытого конкурса. Во время конкурса, для компаний, имеющих исключительную важность, консультанты по подбору персонала могут быть использованы для «… поиска и проверки кандидатов, отвечающих требованиям и критериям, установленным для подобных процедур, для получения необходимых документов от них и принятия их заявлений». |
Никакая |
Коммерческий кодекс предоставляет право миноритарному акционеру назначать ЧНС путем группового голосования акционеров, обладающих менее 20% голосов. В некоторых случаях Государственное казначейство согласовывает кандидатуры с другими акционерами. |
Португалия |
Проверка и аккредитация осуществляется недавно созданным Комитетом по подбору и отбору в соответствии с еще не опубликованными критериями. |
Еще не определено |
Еще не определено |
Словения |
Комитет по аккредитации субъекта собственности (Accreditation Committee of the ownership entity или AUKN) ведет пул аккредитованных кандидатов, а затем выбирает необходимое количество потенциальных кандидатов для каждого НС. |
AUKN проводит ежеквартальные встречи с НС ПГУ. НС могут сообщать AUKN навыки и характеристики, которые они считают необходимыми. |
Неформальные переговоры обычно проводятся между крупными акционерами. ЧНС обычно назначаются согласно соответствующим пакетам акций. |
Швеция |
Рабочая группа анализирует текущие потребности НС и навыки его состава. Разрабатываются профили найма, которые используются в поиске для выявления возможных кандидатов. |
Председатель НС дает отзыв о процессе оценки НС. |
В листинговых ПГУ представители государства входят в состав комитета по назначениям. В внелистинговых ПГУ обычно существуют соглашения акционеров, устанавливающие права на назначение. |
Швейцария |
Подразделение собственности работает с советом директоров (комитетом или председателем), чтобы определить потребности и оценить потенциальных кандидатов на основе стандартного профиля требований. Короткий список кандидатов происходит с внешними консультантами. Там нет пула кандидатов или рекламы, но процесс в основном открыт. |
НС работает через комитет или своего председателя, занимающегося вопросами собственности. |
Все полностью в государственной собственности. |
Турция |
Кандидаты идентифицируются внутри и не оспариваются и не рекламируются. |
Никакая |
Частные акционеры могут назначить одного участника на каждые 20% акций. |
Великобритания |
Позиции рекламируются, и часто используются рекрутинговые фирмы. Руководитель акционера и ПГУ разрабатывают короткий список для интервью. Предпочтительные кандидаты рекомендуются министру. |
ПГУ участвует в разработке спецификации для должности, выявлении и проведении собеседований с кандидатами в шорт-листе. |
В соответствии с их правами голоса или, если они существуют, соглашением акционеров. |
СОВЕТЫ ДИРЕКТОРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК © ОСЭР 2013г.( https://mof.gov.il/gca/about/documents/oecd-boardsofdirectors.pdf)