НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- Закон Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” от 25.12.2019 года № ЗРУ-598.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан” от 01.08.2018 года № УП-5495.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций” от 11.04.2005 года № УП-3594.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций” от 10.04.2012 года № УП-4434.
- Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях” от 17.01.2017 года № УП-4933
- Таможенный кодекс Республики Узбекистан
ПРАВА И ГАРАНТИИ
№ |
Содержание прав и гарантий |
Правовой акт |
1 |
Основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности являются:
Основные принципы законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности применяются на всех этапах процесса инвестирования и осуществления инвестиционной деятельности. |
Статья 4 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
2 |
Инвестор вправе: |
Статья 10 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
3 |
Участник инвестиционной деятельности вправе: |
Статья 12 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
4 |
Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством. Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной, не связанной с инвестиционной, законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности. Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций. Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник) субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства. Правила настоящей статьи не распространяются на принятие, изменение, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. |
Статья 15 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
5 |
Доходы субъекта инвестиционной деятельности, полученные в результате инвестиционной деятельности, могут быть после уплаты налогов и платежей реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению. Ограничения использования либо принудительное снятие средств со счетов предприятий с иностранными и отечественными инвестициями со стороны государственных органов может быть осуществлено исключительно в порядке, установленном законом. |
Статья 16 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
6 |
Инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и платежей, в том числе конвертация валюты для репатриации. Такие переводы включают в себя: В соответствии с законами и международными договорами Республики Узбекистан государство может приостановить репатриацию средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или нарушения прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением. |
Статья 17 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
7 |
Иностранный инвестор имеет право на прекращение инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан. После прекращения инвестиционной деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной или натуральной форме своих активов, полученных в результате прекращения инвестиционной деятельности, без ущерба для выполнения обязательств иностранного инвестора в отношении Республики Узбекистан либо других кредиторов. |
Статья 18 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
8 |
Акты законодательства не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб инвестору или инвестициям. В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования. Гарантия о применении в течение десяти лет законодательства, действовавшего на момент инвестирования, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством Республики Узбекистан, применяется в случаях: Действие гарантии от неблагоприятного изменения для инвестора начинается при: |
Статья 19 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
9 |
Нормативно-правовые акты, официально не опубликованные для всеобщего сведения, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования инвестиционных отношений, применения каких-либо санкций к субъектам инвестиционной деятельности за неисполнение содержащихся в них предписаний. Органы государственного управления и органы государственной власти на местах обязаны обнародовать через средства массовой информации, в том числе на своем официальном веб-сайте, информацию о своем участии и принятых решениях в сфере инвестиционной деятельности. Физическим и юридическим лицам обеспечивается открытость и возможность беспрепятственного доступа к информации о деятельности органов государственного управления и органов государственной власти на местах и принимаемых ими решениях в сфере инвестиционной деятельности. |
Статья 20 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
10 |
Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан. Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат национализации. Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат реквизиции (экспроприации), за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Решение о реквизиции и экспроприации инвестиций принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан при соблюдении требований, по которым реквизиция или экспроприация: Страхование инвестиций и рисков инвесторов осуществляется на добровольной основе. |
Статья 21 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
11 |
Дополнительные гарантии и меры защиты инвестиций могут включать предоставление гарантий Правительством Республики Узбекистан, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, проведение государственного мониторинга реализации инвестиционных проектов и иные меры на основании инвестиционных договоров с Правительством Республики Узбекистан. |
Статья 22 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности” |
12 |
Для юридических лиц, созданных с привлечением прямых частных иностранных инвестиций и специализирующихся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики по перечню, утверждаемому законодательством, предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам. Под прямыми частными иностранными инвестициями понимаются инвестиции, осуществляемые без предоставления гарантии Республики Узбекистан физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства, лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Узбекистан, а также иностранными негосударственными юридическими лицами. Юридическим лицам, указанным в части первой настоящей статьи, предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объема внесенных прямых частных иностранных инвестиций на срок, определяемый решением Президента Республики Узбекистан. Предприятие с участием прямых частных иностранных инвестиций вправе пользоваться другими налоговыми льготами, предусмотренными налоговым законодательством. |
Статья 471 Налогового Кодекса Республики Узбекистан |
ЛЬГОТЫ
В соответствии со статьёй 34 Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”:
Льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, могут включать:
- Передачу инвестору объектов государственной собственности или имущественных прав на них на льготной или по нулевой выкупной стоимости;
- Предоставление льгот по налогам и платежам;
- Субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта.
- Льготы и преференции предоставляются в зависимости от:
- Объемов инвестиций;
- Условий местности, в которой реализуется инвестиционный проект;
- Ожидаемого социально-экономического эффекта и создания новых рабочих мест;
- Сферы и отрасли реализации инвестиционного проекта.
Льготы по налогам и платежам предоставляются в порядке, установленном законом.
Преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, предусмотренные в части первой настоящей статьи, могут предоставляться по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, в том числе в отношении объектов муниципальной собственности, за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
Льготы и преференции предоставляются инвесторам, предусматривающим внесение инвестиций в соответствующую территорию исходя из степени развития инфраструктуры данной территории.
Предприятиям, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики по перечню, утверждаемому законодательством, предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
В соответствии с Таможенным кодексом Республики Узбекистан:
Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины предоставляются в отношении:
- Имущества, ввозимого на таможенную территорию предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде (уставном капитале) не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;
- Имущества, ввозимого на таможенную территорию для личных нужд иностранных инвесторов, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Узбекистан, и находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;
- Товаров, ввозимых на таможенную территорию иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму, эквивалентную более пятидесяти миллионов долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;
- Товаров, предназначенных для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимых на таможенную территорию в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимой из таможенной территории инвестором продукции, принадлежащей ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;
- Технологического оборудования, ввозимого на таможенную территорию, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта (договора, соглашения) на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи, ввозимого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза, данная льгота аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы;
- Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, действовавшие на дату их государственной регистрации.
- В рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.
- Запрещено и считается незаконным установление министерствами, ведомствами, государственными органами на местах, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
- Оформление должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев.
- Обеспечение на системной основе широкого доступа иностранных инвесторов к экономической информации, необходимой для реализации ими инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и других.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012 года № УП-4434:
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11.04.2005 года № УП-3594:
Предприятиям, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве продукции (оказании услуг) в отраслях экономики по перечню согласно приложению, предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Узбекистан, при объеме прямых частных иностранных инвестиций:
- от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США — сроком на 3 года;
- свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США — сроком на 5 лет;
- свыше 10 млн долларов США — сроком на 7 лет.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17.01.2017 года № УП-4933:
Освобождены сроком на 12 месяцев с момента подписания договора купли-продажи организации — приобретатели объектов государственной собственности, являющиеся плательщиками общеустановленных налогов, от уплаты налога на имущество и земельного налога по вновь приобретаемым объектам государственной собственности, с целевым направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, развитие приватизированных объектов.